Как в Ветхом завете соотносятся седьмой день и день восьмой

Как в Ветхом завете соотносятся седьмой день и день восьмой

Чтобы понять связь субботы с Пятидесятницей в иудействе, необходимо рассмотреть, как в Ветхом Завете соотносятся седьмой день и день восьмой. Ибо пятидесятый день — это «усиленный» аналог дня восьмого, наступающего за днем седьмым. Об этом прекрасно сказал свт. Григорий Богослов«Чествование семеричного числа привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем не достает одного дня, но оный занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончится здешнее субботствование душ».

В Ветхом Завете отношение седьмого дня ко дню восьмому можно легко проследить на примерах обрядов очищения и обрезания.

Вот, например, как выглядит обряд очищения прокаженного:

«Если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения, то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою, и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле.

Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего.

«В седьмой день <очищаемый от проказы> обреет все волосы свои <…> и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист.

В восьмой день возьмет он двух овнов <однолетних> без порока, и одну овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея <…>

И совершит священник жертву за грех, и очистит очищаемого от нечистоты его; после того заколет жертву всесожжения; и возложит священник всесожжение и приношение хлебное на жертвенник; и очистит его священник, и он будет чист» (Лев. 14, 3-20).

Из текста хорошо видно, что чистота седьмого окропления, как и  чистота седьмого дня, завершается окончательным очищением на восьмой день.

Такая схема, когда очищение длится семь дней и завершается на восьмой, является общей: она относится и к истечению из тела (Лев. 15, 13-14), и к кровотечению у женщин (Лев. 15, 28-29), и к прикосновению к мертвому телу (Числ. 6, 9-10).

Не менее показателен для изучаемой темы и обряд обрезания, попадающий на субботу.

Правда, в Ветхом Завете ничего не говорится об обрезании, которое попадает на субботу, однако, из Евангелия от Иоанна известно, что иудеи обрезывали и по субботам:

«Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. … Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Ин. 7, 21-23).

О том же свидетельствует и Устная Тора, в которой сказано:

Итак, уже в ветхозаветной традиции восьмой день символизирует не просто новое начало, а «исполнение» (доведение до полноты) седьмого дня: восьмой день заложен в дне седьмом.

Переходя к основной теме нашего исследования, можно сказать, что воскресенье заложено в субботе подобно тому, как Новый Завет заложен в Ветхом, о чем преп. Максим Исповедник писал так: «Благодать Нового Завета таинственно сокрыта буквой Ветхого».

Андрей Дьячков. "Богословие Субботы". Аксиньинские Библейские Встречи.


1. Творения свт. Григория Богослова, «Слово 41, на святую Пятидесятницу».

2. См. Барац А. «Два имени единого Бога», Москва, 2004, стр. 181.

3. Барац А. «Два имени единого Бога», стр. 181.

4. «Творения преп. Максима Исповедника», Книга 1, «Мартис», 1993, стр. 231.



Предыдущая Глава | Вернуться  в  «Оглавление» | Следующая Глава



Eще по теме:

Значение субботы в христианстве

Исцеление прокаженного. Ветхий Завет.

Причастие - Храм Введения Пресвятой Богородицы

Связь между исцелениями и субботой в Евангелиях

Исцеление тещи Петра и исцеление многих

04 августа 2011 18:13 
Регистрация
Забыли пароль?